ЦБ утвердил новые признаки хищения денег со счета (приказ ЦБ от 27.06.2024 ОД-1027). По сравнению с прошлым перечнем список дополнили тремя новыми признаками.
Теперь будут также контролировать счета получателей, получателей с уголовным прошлым по мошенничеству и сведения о нетипичной телефонной активности клиента. При выявлении подозрений операцию приостановят до выяснения всех обстоятельств.
Если банк не сообщит клиенту о подозрении в мошеннической операции и не приостановит платеж, он будет обязан возместить клиенту всю сумму похищенных денег.
Признаки хищения
Чтобы обезопасить денежные переводы, банки должны проверять все платежи по признакам, которые утвердил ЦБ. Банки будут проверять все переводы по счетам, картам, электронным кошелькам и через СБП. Все признаки хищения денег из нового перечня ЦБ ниже.
1. Счет получателя числится в базе данных о случаях и попытках совершения мошеннических операций.
2. Доступ к «Клиент-Банку» или банку-онлайн был с устройства, которое использовалось для совершения мошеннических операций (параметры такого устройства есть в базе данных о мошеннических операциях).
3. Несоответствие отдельных показателей операциям, обычно совершаемым клиентом:
- время (дни) и место проведения операции;
- устройство, с использованием которого проводят платеж;
- сумма операции;
- периодичность проведения операций;
- получатель средств.
4. Получатель средств числится в перечне получателей денег, перечисленных без согласия клиента.
5. Получатель средств привлекался к уголовной ответственности за мошенничество.
6. Есть информация от банка, обслуживающего получателя денег, оператора платформы цифрового рубля, участников платформы цифрового рубля, операторов связи:
- о том, что операция по переводу содержит признаки хищения денег;
- о нехарактерной для клиента телефонной активности перед переводом или росте числа входящих сообщений с новых номеров.
При проверке банки используют базу ЦБ. Центробанк ведет базу данных о случаях и попытках переводов денег без согласия клиента. В ней содержатся данные о счетах, получателях, автоматических устройствах, которые были замечены ранее в мошеннических операциях. Перед тем как провести платеж, банк должен будет свериться с информацией из этой базы.
Как поступит банк
Банк должен проверять каждую операцию на признаки хищения денег, прежде чем исполнить перевод. При выявлении таких признаков банк или другой оператор по переводу денег обязан принять меры по недопущению хищения средств. Конкретный порядок действий зависит от того, каким способом переводили деньги.
Платежное распоряжение:
- Приостанавливает операцию на два дня, информирует об этом клиента.
- Сообщает клиенту о возможности подтвердить распоряжение не позднее одного дня, следующего за днем приостановления его исполнения.
- Запрашивает у клиента информацию о правомерности платежа.
- Незамедлительно исполняет распоряжение клиента после получения от него информации о правомерности платежа. Если информация от клиента не получена, банк не исполняет распоряжение
Банковская карта, электронный кошелек, система быстрых платежей:
- Отказывает в проведении операции, информирует об этом клиента.
- Сообщает клиенту о возможности совершения повторной операции с аналогичными реквизитами получателя и плательщика и на ту же сумму перевода в случае, если плательщик подтверждает свой платеж.
- Запрашивает у клиента информацию о правомерности платежа.
- Незамедлительно исполняет повторную операцию, если клиент подтвердил свой платеж. Если информация от клиента не получена или повторный платеж совершен некорректно, банк не проводит операцию.
Банк обязан возместить плательщику всю похищенную сумму, если не уведомит клиента о признаках хищения денег с его счета и проведет платеж. Банк вернет украденные средства в течение 30 дней с даты получения заявления клиента о мошенничестве.
Если же проверка была проведена, клиента проинформировали об этом и он подтвердил платеж, банк освобождается от ответственности за хищение денег клиента.
Больше полезной информации вы найдете в Системе Главбух.