КГ Ермак
С 30 сентября 2026 года начал действовать новый порядок учета обстоятельств, смягчающих ответственность за налоговые правонарушения. Правила утверждены приказом ФНС от 24.07.2026 № ЕД-1-7/514@.

С 30 сентября 2026 года начал действовать новый порядок учета обстоятельств, смягчающих ответственность за налоговые правонарушения. Правила утверждены приказом ФНС от 24.07.2026 № ЕД-1-7/514@.

Какие обстоятельства признают смягчающими

В документе смягчающие обстоятельства разделены на две группы.

К первой относятся три самостоятельных основания:

  • тяжелые личные или семейные обстоятельства;
  • совершение нарушения под угрозой или принуждением либо в связи с материальной, служебной или иной зависимостью;
  • тяжелое материальное положение физического лица, которого привлекают к ответственности.

Во вторую группу входят другие обстоятельства, которые налоговый орган или суд вправе признать смягчающими ответственность. В частности, к ним относятся:

  • незначительный характер допущенного нарушения;
  • небольшая степень вины налогоплательщика;
  • самостоятельное выявление и исправление ошибки;
  • несущественный размер причиненного вреда либо его последующее устранение;
  • тяжелое имущественное положение организации;
  • иные существенные обстоятельства, положительно характеризующие налогоплательщика.

При этом тяжелое материальное положение физлица является отдельным основанием и не относится к последнему перечню.

Справедливая стоимость по новым федеральным стандартам: практические рекомендации

Лектор: Светлана Бобовникова
Программа вебинара >>

990 руб. 0 руб. ЗАПИСАТЬСЯ БЕСПЛАТНО
Дата проведения Формат участия
15.10.2026, с 11:00 до 13:00 Онлайн

Какие обстоятельства нельзя учесть для снижения штрафа

Налоговые органы также уточнили, какие обстоятельства нельзя использовать для уменьшения штрафа. Например, не будет считаться смягчающим предполагаемое ухудшение финансового положения физлица, которое может возникнуть после погашения налоговой задолженности.

На тяжелое материальное положение гражданина могут указывать потеря работы, регистрация в службе занятости, серьезное заболевание, которое препятствует трудоустройству, а также отсутствие имущества, за счет которого возможно взыскать задолженность.

Для организаций предусмотрены свои признаки сложного финансового положения. В их числе — обязательства по выплате зарплаты или задолженность по коммунальным, арендным, кредитным, лизинговым и другим платежам, превышающая получаемые доходы. Также налоговики смогут учитывать небольшие остатки денежных средств на счетах, наличие убытков и существенное снижение прибыли по данным предыдущих периодов.

В приказе отдельно указано, при каких условиях можно ссылаться на каждое из смягчающих обстоятельств. При этом заявленные основания необходимо подтвердить документами.

Шкала уменьшения штрафа и минимальные суммы

Кроме того, ФНС закрепила конкретную шкалу уменьшения штрафов. Согласно пункту 15 особенностей:

  • при одном смягчающем обстоятельстве штраф можно уменьшить в два раза;
  • при двух — в четыре раза;
  • при трех — в шесть раз;
  • при четырех — в восемь раз;
  • при пяти — в десять раз.

Снижение в десять раз является максимальным.

Одновременно установлены минимальные суммы, ниже которых штраф уменьшить нельзя. Для граждан минимальный размер составляет 1000 руб., для ИП, некоммерческих организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства — 3000 руб., для остальных организаций — 10 000 руб.

Эти минимальные пределы применяются в случаях, когда у налогоплательщика выявлено несколько смягчающих обстоятельств.

Вы можете оставить заявку на демо или купить в нашем онлайн-магазине.
КУПИТЬ СО СКИДКОЙ 10%
Сперанский Михаил Игоревич
Автор статьи:
Сперанский Михаил Игоревич,
Государственный советник Российской Федерации,
эксперт Образовательного центра «ЕРМАК».


Возврат к списку